В давние времена, когда ульчские земли были полны опасностей, когда злые духи (ханя) бродили по лесам и насылали болезни и беды на людей, жила в одном стойбище женщина по имени Нявра. Она не была ни шаманкой, ни воином, но обладала особым даром – она понимала язык животных и знала все тайные тропы тайги. Люди уважали её за мудрость и умение выживать в суровых условиях.
Однажды, злой дух Ханя захватил в плен детей из стойбища. Он унес их в свою пещеру, расположенную глубоко в горах, и собирался превратить их в своих слуг. Мужчины стойбища были в отчаянии, они не знали, как найти пещеру Ханя и освободить детей.
Тогда Нявра сказала: “Я отправлюсь за детьми. Я знаю, как обмануть Ханя, ведь я хитра и сильна, как росомаха!”
Люди удивились её словам, ведь Нявра была хрупкой женщиной, а не могучим воином. Но они верили в её мудрость и отвагу, поэтому согласились отпустить её. Нявра отправилась в путь. Она шла по тайге, словно росомаха, бесшумно и быстро. Она знала, как обходить опасные места, как находить еду и воду. Она разговаривала с животными и птицами, и они помогали ей советами и предупреждениями.
Через много дней Нявра нашла пещеру Ханя. Она была скрыта в скалах и охранялась злыми духами-слугами. Нявра не стала вступать с ними в бой. Вместо этого она применила свою хитрость.Она нашла старую шкуру оленя и надела её на себя. Затем она измазала себя грязью и притворилась мертвой. Слуги Ханя увидели её и подумали, что это добыча, которую они могут съесть. Они подтащили её к пещере и бросили перед входом.
Когда Ханя вышел из пещеры, чтобы посмотреть на добычу, Нявра внезапно вскочила и набросилась на него. Она была быстрой и яростной, как росомаха. Она вцепилась в него когтями и зубами и начала царапать и кусать его.Ханя был застигнут врасплох и не мог сопротивляться. Он пытался отбиться, но Нявра была слишком сильна. Наконец, она вырвала у него сердце и бросила его в огонь.Когда Ханя умер, его слуги разбежались в страхе. Нявра вошла в пещеру и освободила детей. Она вывела их из пещеры и повела обратно в стойбище.
Когда Нявра и дети вернулись в стойбище, люди были вне себя от радости. Они благодарили Нявру за её храбрость и мудрость. Они поняли, что сила женщины не в мышцах, а в уме, хитрости и любви к своему народу.С тех пор Нявру стали называть Женщиной-росомахой. Она стала символом силы и мудрости ульчских женщин, а её подвиг передавался из поколения в поколение. И по сей день ульчи помнят о Нявре и рассказывают истории о её хитрости и отваге.
Название великой реки, Амур, окутано тайной и привлекает внимание многих исследователей и любителей истории. Существует несколько версий о происхождении этого гидронима, каждая из которых связана с местными племенами, языками и историческими событиями.
Согласно этой версии, название реки Амур происходит от названия древнего народа, который обитал в этих местах. Этот народ назывался Амур или Амуры. Считается, что они были предками современных нанайцев, ульчей и других коренных народов Приамурья.
Легенда гласит, что Амуры были сильным и воинственным народом, которые контролировали всю территорию вдоль реки. Они были умелыми охотниками, рыбаками и воинами, и их имя внушало страх врагам. Поэтому реку, на берегах которой они жили, стали называть Амуром, в честь этого могучего народа. Некоторые исследователи считают, что слово “Амур” имеет древние корни и означает “большая река”, “великая река” или “главная река”.
Эта версия связывает название реки с манчжурским словом “Амар” (Amur), что означает “большая река”. Манчжуры, которые в течение нескольких столетий контролировали большую часть Приамурья, называли реку Амаром, и это название закрепилось в русском языке.
Согласно этой версии, русские землепроходцы, пришедшие в Приамурье в XVII веке, узнали название реки от местных жителей и переняли его, адаптировав к своему языку. Так появилось название “Амур”. Легенда гласит, что манчжурский император, увидев величие и мощь реки, воскликнул: “Амар!” (Большая река!), и с тех пор река стала называться Амуром.
Эта версия связывает название реки с тунгусским словом “Аму”, которое также означает “большая река” или “главная река”. Тунгусские народы, такие как эвенки и эвены, издревле населяли территорию Приамурья и играли важную роль в истории этого региона.
Считается, что название реки Амур происходит от тунгусского слова Аму, которое было известно русским землепроходцам, а затем распространилось и в других языках.
Нивхи, коренные жители Нижнего Амура и Сахалина, называют Амур “Дамур” или “Амур”. Значение этого слова точно не установлено, но предполагается, что оно также связано с понятием “большая река” или “вода”. Учитывая древность нивхской культуры, возможно, что их название реки является одним из самых древних.
Легенда о происхождении
названия “Амур”
1. Версия, связанная с народом Амур:
Версия, связанная с манчжурским словом Амар:
Версия, связанная с тунгусским словом Аму:
Версия, связанная с нивхским словом
Амур/Дамур: